Новости города Лысково и Лысковского района Нижегородской области
 

Лысково. Стелла на въезде в город
Лысково. Стелла на въезде в город

Лысково: последние новости

Лысково, 28 июня 2014 года

Герб города Лысково Город Лысково

На период переписи 2010 года в городе Лыскове насчитывается 21882 человека (мужчин - 9779, женщин - 12103).

Герб Лысковского района Лысковский район

На территории Лысковского района проживает 39943 постоянных жителя. Из них – 18818 мужчин, 21125 женщин... В сельской местности у нас проживают 18061 чел. (мужчин – 9039, женщин - 9022).

К 80-летию лысковского района. БАРМА: легенда или быль?

Земля Лысковская богата яркими историческими событиями, фактами, личностями. Будь щедрое финансирование – многие наши поселения превратились бы в места притяжения туристов. Как и большое село Бармино (кстати, попавшее и в произведения классиков - драматурга Островского, Ильфа и Петрова). Более того, оно попало в список исторических поселений Нижегородской области, о чем 25 сентября 2000 года губернатор подписал распоряжение за №1627.

В этом списке также – Исады, Кириково, Макарьев (а Лысково – в списке исторических поселений федерального значения).

Но первенство по числу легенд, связанных с возникновением названий, держит, вероятнее всего, Бармино. Слово о нем – краеведу Вячеславу Петровичу ЮРЛОВУ:

отдельном мифе отражается в той или иной степени исторический факт. Зерна легенд, сказаний, былин связываются с определенной местностью и подлинными событиями, а их герои зачастую были реальными личностями. Прошлое, забытое иногда напоминает, проскальзывает в прежних названиях местности, особенно - рек.

…Можно без всяких оговорок согласиться, что жил в 30-е годы ХVII века в Большом Мурашкине, будущей вотчине «большого» боярина Бориса Морозова, бобыль Матюшка Артемьев, по прозвищу Барма. Но почему его так прозвали? Чем же он так выделился, что к нему приклеилось это прозвище? И действительно ли в 1642 году на берегу Волги возникает поселение, названное прозвищем этого человека?

Здесь из-за недостатка или отсутствия достоверных сведений мы, вынужденные пользоваться косвенными данными, вступаем в область догадок и предположений в поисках наиболее правильного, вернее - приемлемого объяснения.

времен практически на всей территории современного Лысковского района селились народности финно-угорской языковой группы, к которым относятся чаще упоминаемые в летописи черемисы (мари) и мордва.

По одному преданию, на месте нынешнего Бармино в очень давние времена обитали какие-то инородцы, которые исповедовали религию браминов. На самом возвышенном месте стоял языческий храм – капище Брамы, одного из высших богов. Отсюда и пошло название поселения, которое в старину якобы называлось Брамино (см. «Горьковскую правду» от 25 сентября 1970 года, публикация «Забытая легенда» В.Николаевой). По дошедшим до нас отрывочным устным сведениям, в капище Браме (позднее – Барме) совершались магические обряды, а по особым случаям – и с ритуальными человеческими жертвоприношениями. Наверное, имя такого грозного «непредсказуемого» божества, как Брама (Барма), уже связывалось в памяти русских людей с длительными опустошительными разбойничьими набегами черемисов в 70-е – 80-е годы ХVI века, а под влиянием «смутного времени» начала ХVII столетия тем более превратилось в нарицательное бранное обращение, в пугало для людей. А потому можно предположить, что ничем не обремененный, может, и не имевший никого из родных и своего постоянного жительства бобыль Матвей Артемьев за свой независимый, трудно управляемый, свободолюбивый характер и получил от сельчан прозвище Барма.

память о набегах черемисов, их становищах и даже постоянных поселениях осталась на Лысковской земле в географических названиях. К примеру – деревня Черемиска Кисловской сельской администрации, Черемисов овраг на месте их бывшего селения в 6 километрах от Бармино, Черемисов ручей, впадающий в Волгу.

По легенде, из этого селения из рода шаманов и происходил «страшный разбойник Барма». Его разбойная стоянка находилась на месте села, получившего от его имени название Бармино. Промышлял Барма с шайкой грабежами проходивших мимо судов (о чем довольно подробно рассказывается в статье «Забытая легенда»). И не только. Своими набегами Барма с ватагой наводил ужас на поселения обширной территории, вплоть до реки Пьяны. По времени – примерно в конце ХVI века.

По «сказке», т.е. писцовой записи, холоп-бобыль Матвей Артемьев по прозвищу Барма не выдержал боярских тягот и в 1642 году «ударился в бега», выбрал место для стоянки, которое и стало называться по его прозвищу - Бармино.

Вместе «со товарищи», такими же «без роду и племени» обездоленными людьми, облюбовал он Фадеевские бугры и склоны Черемисового оврага, сделал их местом своего постоянного пребывания. Отсюда, высмотрев проходившие по Волге суда, захватывал их и грабил.

публикации разбойника Барму подают как местечкового Робин Гуда, якобы не запятнавшего себя кровью ограбленных людей. Он стал чуть ли не «осязаемой» легендарной личностью. Даже само возникновение села и его название Бармино начали всерьез увязывать с его прозвищем.

По легендам, оба атамана, Черемис и Барма, со своими ватагами закончили жизнь одинаково: погибли от команд купеческих судов при очередных разбойничьих нападениях, только с разницей примерно в 50 – 60 лет.

Предприимчивые братья Алексей и Гаврила Фадеевы из города Васильсурска, промышлявшие торговлей рыбой не только у себя, а «также в Нижний и в иные города», организовывали и нанимали рыболовецкие артели, «откупали на Волге рыбные ловли, где содержали свою ватагу ловцов и куда ходил их струг» (Н.Филатов, статья «Василь на Суре» – в рубрике «По весям древней земли»).

Всегда славились барминские приволжья удачливой рыбной ловлей. Издавна, с первой половины ХVI века, рыбу санными обозами доставляли владетельным князьям в Первопрестольную. Вот и облюбовала подходящее место на берегу Волги всесезонная «ватага ловцов», промышлявшая на братьев Фадеевых.

Можно только предполагать, что еще до устройства разбойничьего прибежища «беглым бобылем Матюшкой Артемьевым» это возвышенное место у Волги, рядом с селом Бармино, Троицкое тож (известное под таким названием с царствования Ивана Грозного) стало называться Фадеевыми буграми.

Барму с ватагою, совершавшего разбойничьи нападения на торговые и иные волжские суда с целью грабежа, можно рассматривать как «предтечу» атамана Степана Разина, «ходившего за зипунами». Таким образом, имя Барма стало синонимом злодея и полностью ассоциируется с понятиями разбойник, беззаконник, а людей, промышлявших грабежами на воде, стали называть бармалеями (барма + лей). На мордовском языке «лей» означает: река, вода. То есть «бармалей» – это речной разбойник, соответствующий морскому – «пират».

переплетается явь с легендою, ощущается созвучие по содержанию с другими подобными или близкими по смыслу так называемыми «гуляющими сюжетами», которые становятся самостоятельным устным источником преданий. Только выявляй, исследуй и неси в будущее то, что хранит и дарит потомкам благодарная народная память.

К публикации подготовила

Татьяна МОШКОВА

«Приволжская правда» г. Лысково Волга, Лысковский район
  • © www.52l.ru - Новости города Лысково и Лысковского района Нижегородской области, 2009-2014гг.
  • © Редакционно-издательский центр «Приволжская правда» г. Лысково При перепечатке материалов ссылка на «Приволжскую правду» обязательна. Использование материалов сайта, возможно с только с письменного разрешения правообладателей.